суббота, 11 апреля 2009 г.

Караван+Я. Борис Ершов.

http://www.karavan.tver.ru/html/n248/article3.htm#3

Американского историка Сэмюэля Митчема нельзя заподозрить в симпатиях к какой-либо из воюющих сторон. Нижеприведенные слова относятся к боям под Ржевом зимы 1942 года, но характер действий наших войск оставался таким же весной и летом 1942 года, осенью 1942 года, зимой и весной 1943 года:

"Когда Модель принял на себя командование, 9-я армия, казалось, была обречена на безнадежные оборонительные бои вокруг Ржева. 23-й корпус был отрезан к юго-востоку от Волжского водохранилища и на запад от Ржева. Модель спас 9-ю армию в результате контратаки 22 января и одновременно отрезал, а затем окружил 39-ю советскую армию, которой раньше удалось прорваться к югу. Русские отчаянно пытались освободить окруженные войска. Значительно поредевшие и плохо оснащенные силы Моделя подвергались постоянным атакам со стороны 22-й, 29-й, 31-й, 30-й армий и 1-й ударной армии. Атакуя позиции Моделя, советские военачальники не затрудняли себя тактическими изысками, а просто изнуряли и себя, и противника широкомасштабными лобовыми атаками, подразделение за подразделением, волна за волной, в жуткие морозы".
В марте 1943 года "перед лицом десяти советских армий Модель отвел двадцать одну дивизию назад на сорок миль... Войска Моделя понесли не так уж много потерь. Русские не могут сказать того же о себе. Все их попытки справиться с 9-й армией, пока она отступала, привели лишь к новым жертвам". В таком же духе высказывается Типпельскирх о методах вождения войсками нашими полководцами: "Упрямое и негибкое преследование поставленных перед собой целей посредством все новых и новых атак в одних и тех же местах во всех отношениях существенно облегчило немецкому командованию задачу сломить натиск противника".
Трагедия наших армий состояла в том, что на тот момент не было у них полководца ранга Суворова, воевавшего не числом, а умением, берегшего каждого солдата, каждого унтер-офицера. Истина проста и неприглядна: советские военачальники добивались положительного результата ценой гибели огромного числа личного состава.
После войны, которую все-таки мы выиграли, и этот выигрыш стали приписывать полководцам с генералиссимусом, их репутацию подняли до облаков, забывая, что победа досталась колоссальной кровью бойцов и командиров Красной Армии, непосильным трудом крестьян и рабочих в тылу.
Неким, возможно, некорректным оправданием прямолинейной и лобовой тактики наших полководцев может служить диктат Ставки, в конечном счете Сталина, ослушаться которых не смел никто. А Ставка народа не жалела, победу добывала ценой, за которой не стояла. Кроме того, надо учесть, что других генералов на замену у нее не было, на командные должности назначались те, кто был под рукой, кто или уцелел после расстрелов 1937-1938 годов, или набрался кое-какого опыта кампании лета 1941 - начала 1942 года.
Победу добыли красноармейцы и командиры Красной Армии, добыли своими жизнями. Они исполнили свой воинский долг до конца, сохранив честь русского солдата. Именно они добили в Берлине умного, храброго, жестокого противника. А начиналась общая наша горькая победа и под Ржевом тоже.
Об этом надо помнить и знать о боях всю горькую правду, без грима и утайки, преклоняясь перед памятью о погибших.

Комментариев нет:

Отправить комментарий